Символ веры (эпизоды [98,99] последней редакции главы Колядки из сборника Коловорот) На солнцеворот наша компания отправилась в зимний лес к знакомым егерям. - Осторожно, двери закрываются, - предупреждал голос из репродуктора электрички. - Следующая остановка платформа «Чайка». – На выход, - скомандовал Леонид. - Вдоль старой лесовозной дороги в шести километрах к западу наша охотничья заимка. На небе всплывала полная луна, превращая лес в зимнюю сказку. Оснеженные кроны древесных исполинов пред лунным диском светились, словно изнутри серебристым светом, искрясь кристалликами льда. Заснеженная дорожка вывела путников к укромному приюту. За порогом просторный стол с лавками, добротная печь, а за ней в глубине хижины уютные двухъярусные нары из дюжины панцирных кроватных сеток. Затопили печь, расположились на ночлег, и принялись за праздничный ужин при свечах. [98] - Что бы там ни говорили, - бубнил Вениамин, - но при религиозной идентификации невозможно уклониться от главного христианского кредо. Не приняв Символ Веры – невозможно считать себя христианином. Символ Веры есть учение о том, во что должен веровать христианин. Этот несокращаемый минимумом христианства позволяет определять понятие ереси, как всего, что нарушает его положения и не должно называться христианством. Принадлежность к христианству той или иной религиозной традиции определяется соответствием Символу Веры. Его двенадцати членам. Так возвнемлем Слову Божиему к нам. (1) Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. – Провозгласил Вениамин первый член Символа Веры. - Принять сегодня Библейскую версию творения мира, может разве что Маугли, - улыбнулся Максим. - Здесь речи нет о том, как Он сотворил Мир, - возразил Леонид. – Суть в том, что провозглашается единый для всех Бог – отец. То есть, все люди – братья. А Бог – личность. Личность, разумом и волей творящая, под властью которой все (человеку известные и пока неизвестные) вселенские силы. Итак - мир сотворен личностью, и мы Её дети. - Второй член Символа Веры, - продолжал Вениамин, - верую: (2) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. - Сын Божий – наш старший брат – Бог в полной мере, как Отец, - пояснял Леонид, после чего Вениамин продолжил: (3) Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Матери Девы, и вочеловечшася. - Про непорочное зачатие тычинок и пестиков детям с пятого класса объясняют. Может, кого и нашли в капусте или аист принес, а меня мать родила после любви самой высокой пробы, хочу полагать. Дети у девиц не родятся, а забеременевших от духов или инопланетян в психушках лечат, - протестовал Максим. - Стоит ли такими мелочами голову забивать, - ответил ему Леонид. – Когда экстракорпоральное оплодотворение стало повседневностью, и даже клонирование человека возможно. Главное здесь в том, что Бог может вместиться ради человека в Человеке. (4) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. – Продолжал Вениамин. - Так с этим и историческая наука не спорит. - За чужие ошибки способен пострадать Человек, - заключил Леонид. - Пятый член христианского Символа Веры, - продолжал читать Вениамин: (5) И воскресшаго в третий день по Писанием. - Вот тут то вам не выкрутиться, - выдохнул Максим. – Или не воскресал, либо не умирал. - Здесь сказано не о человеке, воскресшем из мертвых, а о воскресшем по Писанию (пророке - Слове), - обратил внимание Леонид на слова текста. - Когда люди ждут обещанного чуда, приходит Человек исполнить Слово. (6) И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. - Воскресшего для вознесения в мир Духа, - пояснил Леонид. (7) И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. - Конечный мир живых рассудит вечность, - продолжал толковать Леонид. (8) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. – Провозгласил Вениамин восьмой член Символа Веры. - Жизнь творит Дух, исходящий от Отца. Они почитаемы наравне и отдельно с Сыном, открываясь словами пророков. Жизнь не слитна и не отдельна с телом, - рассуждал Леонид. – Жизнь может оставаться без тела только до Суда Божьего и обретения нетленного тела в Царствии без конца. - Верую, – продолжил читать девятый член Символа Веры Вениамин, - (9) Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Церковь, к которой принадлежу и я, - торопливо дополнил он, и сразу продолжил: - (10) Исповедую едино Крещение во оставление грехов. (обряд Крещения освобождает человека от вины за греховность предков и прежние грехи). (11) Чаю воскресения мертвых (верю, что люди умирают не навсегда) (12) и жизни будущего века. (И хочу жить вечно). Аминь. - Захлопнув катехизис, закончил Вениамин. Тишину нарушало только потрескивание горящих поленьев и шипение чайника на печи. - Наверное, я христианин, - задумался Максим, выходя на воздух из сторожки. Получается, что христианский Бог – это совершенная личность по образу и подобию человека сознающая и по воле своей мир творящая властью и силой природной. Должны же эти ученые придумать, наконец, способ жить вечно. Небо было почти фиолетовым и на удивление ясным. А от полной луны над восточной грядой гор тянулись дорожками через полнебосвода утонченные пальцы серебристых облаков. И перст судьбы указывал на центр Вселенной, где Голгофа Иисуса Христа, - догадывался он. [99] - А это, правда, что гордыня среди христиан считается коренным грехом, из которого проистекают все остальные прегрешения? – спросил Сергей, разливая по пластиковым стопкам «горючку» из армейской фляжки. - Христианство предостерегает не от гордости за добрые дела, а от гордыни, - подтвердил Вениамин. – Бдение греха гордыни необходимо как противовес принимаемого на себя образа Бога. - Принципиальное отличие христианского мировоззрения в том, - пояснил Леонид, - что наш Бог – идеальная личность. Не грозная и неведомая всемогущая сила, и не богоподобный пращур, принимающий души умерших родичей и порождающий зародыши новых жизней во чревах матерей а, прежде всего - смысл. Вначале было Слово, то есть – Логос или мысль, и это Слово – Бог. Причина мироздания не сила неведомого духа, а сознание и личная воля. А человек создан по образу Бога и смыслом своего земного пути получил достижение подобия Богу своему. - Целый сонм святых Церкви подтверждает нам возможность достижения богоподобия усилиями праведной жизни, - добавил Вениамин. - Поэтому, смысл земной жизни человека заключается в обожении своей личности, то есть приближении своего образа к подобию Бога. В познании и подражании Богу. - Мир познаваем, но всегда остаётся непознанным, - продолжил Леонид. - Поскольку Бог – совершенный идеал, то полное подобие Ему в этом мире невозможно по определению, как достижение скорости света. Гордыня – есть ошибочное представление человека о достижении своего богоподобия. Насколько адаптивной оказалась христианская модель самосознания сегодня очевидно. Исповедующие её народы пришли к научному познанию тайн бытия и построению социальных правовых сообществ, в которых даже атеисты ведут себя так, как требует разумный общий Бог. Христианин в полной мере творит мир, в котором живет. От дома и сада до сотворения миров в своём сознании и адронном (пока) коллайдере (доберется и до Вселенной). |
© Wladibor |