Символ веры

(эпизоды [98,99] последней редакции главы Колядки из сборника Коловорот)

На солнцеворот наша компания отправилась в зимний лес к знакомым егерям. - Осторожно, двери закрываются, - предупреждал голос из репродуктора электрички. - Следующая остановка платформа «Чайка».

– На выход, - скомандовал Леонид. - Вдоль старой лесовозной дороги в шести километрах к западу наша охотничья заимка.

На небе всплывала полная луна, превращая лес в зимнюю сказку. Оснеженные кроны древесных исполинов пред лунным диском светились, словно изнутри серебристым светом, искрясь кристалликами льда. Заснеженная дорожка вывела путников к укромному приюту. За порогом просторный стол с лавками, добротная печь, а за ней в глубине хижины уютные двухъярусные нары из дюжины панцирных кроватных сеток. Затопили печь, расположились на ночлег, и принялись за праздничный ужин при свечах.

[98]     - Что бы там ни говорили, - бубнил Вениамин, - но при религиозной идентификации невозможно уклониться от главного христианского кредо. Не приняв Символ Веры – невозможно считать себя христианином. Символ Веры есть учение о том, во что должен веровать христианин. Этот несокращаемый минимумом христианства позволяет определять понятие ереси, как всего, что нарушает его положения и не должно называться христианством. Принадлежность к христианству той или иной религиозной традиции определяется соответствием Символу Веры. Его двенадцати членам. Так возвнемлем Слову Божиему к нам.

(1) Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. – Провозгласил Вениамин первый член Символа Веры.

- Принять сегодня Библейскую версию творения мира, может разве что Маугли, - улыбнулся Максим.

- Здесь речи нет о том, как Он сотворил Мир, - возразил Леонид. – Суть в том, что провозглашается единый для всех Бог – отец. То есть, все люди – братья. А Бог – личность. Личность, разумом и волей творящая, под властью которой все (человеку известные и пока неизвестные) вселенские силы. Итак - мир сотворен личностью, и мы Её дети.

- Второй член Символа Веры, - продолжал Вениамин, - верую:

(2) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

- Сын Божий – наш старший брат – Бог в полной мере, как Отец, - пояснял Леонид, после чего Вениамин продолжил:

(3) Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Матери Девы, и вочеловечшася.

- Про непорочное зачатие тычинок и пестиков детям с пятого класса объясняют. Может, кого и нашли в капусте или аист принес, а меня мать родила после любви самой высокой пробы, хочу полагать. Дети у девиц не родятся, а забеременевших от духов или инопланетян в психушках лечат, - протестовал Максим.

- Стоит ли такими мелочами голову забивать, - ответил ему Леонид. – Когда экстракорпоральное оплодотворение стало повседневностью, и даже клонирование человека возможно. Главное здесь в том, что Бог может вместиться ради человека в Человеке.

(4) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

 – Продолжал Вениамин. - Так с этим и историческая наука не спорит.

- За чужие ошибки способен пострадать Человек, - заключил Леонид.

- Пятый член христианского Символа Веры, - продолжал читать Вениамин:

(5) И воскресшаго в третий день по Писанием.

- Вот тут то вам не выкрутиться, - выдохнул Максим. – Или не воскресал, либо не умирал.

- Здесь сказано не о человеке, воскресшем из мертвых, а о воскресшем по Писанию (пророке - Слове), - обратил внимание Леонид на слова текста. - Когда люди ждут обещанного чуда, приходит Человек исполнить Слово.

(6) И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

- Воскресшего для вознесения в мир Духа, - пояснил Леонид.

(7) И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

- Конечный мир живых рассудит вечность, - продолжал толковать Леонид.

(8) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. – Провозгласил Вениамин восьмой член Символа Веры.

- Жизнь творит Дух, исходящий от Отца. Они почитаемы наравне и отдельно с Сыном, открываясь словами пророков. Жизнь не слитна и не отдельна с телом, - рассуждал Леонид. – Жизнь может оставаться без тела только до Суда Божьего и обретения нетленного тела в Царствии без конца.

- Верую, – продолжил читать девятый член Символа Веры Вениамин, -

(9) Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь, к которой принадлежу и я, - торопливо дополнил он, и сразу продолжил: -

(10) Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

(обряд Крещения освобождает человека от вины за греховность предков и прежние грехи).

(11) Чаю воскресения мертвых

(верю, что люди умирают не навсегда)

(12) и жизни будущего века.

хочу жить вечно).

Аминь. - Захлопнув катехизис, закончил Вениамин.

Тишину нарушало только потрескивание горящих поленьев и шипение чайника на печи. - Наверное, я христианин, - задумался Максим, выходя на воздух из сторожки. Получается, что христианский Бог – это совершенная личность по образу и подобию человека сознающая и по воле своей мир творящая властью и силой природной. Должны же эти ученые придумать, наконец, способ жить вечно.

Небо было почти фиолетовым и на удивление ясным. А от полной луны над восточной грядой гор тянулись дорожками через полнебосвода утонченные пальцы серебристых облаков. И перст судьбы указывал на центр Вселенной, где Голгофа Иисуса Христа, - догадывался он.

[99]     - А это, правда, что гордыня среди христиан считается коренным грехом, из которого проистекают все остальные прегрешения? – спросил Сергей, разливая по пластиковым стопкам «горючку» из армейской фляжки.

- Христианство предостерегает не от гордости за добрые дела, а от гордыни, - подтвердил Вениамин. – Бдение греха гордыни необходимо как противовес принимаемого на себя образа Бога.

- Принципиальное отличие христианского мировоззрения в том, - пояснил Леонид, - что наш Бог – идеальная личность. Не грозная и неведомая всемогущая сила, и не богоподобный пращур, принимающий души умерших родичей и порождающий зародыши новых жизней во чревах  матерей а, прежде всего - смысл.

Вначале было Слово, то есть – Логос или мысль, и это Слово – Бог. Причина мироздания не сила неведомого духа, а сознание и личная воля. А человек создан по образу Бога и смыслом своего земного пути получил достижение подобия Богу своему.

- Целый сонм святых Церкви подтверждает нам возможность достижения богоподобия усилиями праведной жизни, - добавил Вениамин.

- Поэтому, смысл земной жизни человека заключается в обожении своей личности, то есть приближении своего образа к подобию Бога. В познании и подражании Богу.

- Мир познаваем, но всегда остаётся непознанным, - продолжил Леонид. - Поскольку Бог – совершенный идеал, то полное подобие Ему в этом мире невозможно по определению, как достижение скорости света. Гордыня – есть ошибочное представление человека о достижении своего богоподобия.

Насколько адаптивной оказалась христианская модель самосознания сегодня очевидно. Исповедующие её народы пришли к научному познанию тайн бытия и построению социальных правовых сообществ, в которых даже атеисты ведут себя так, как требует разумный общий Бог. Христианин в полной мере творит мир, в котором живет. От дома и сада до сотворения миров в своём сознании и адронном (пока) коллайдере (доберется и до Вселенной).

© Wladibor

Конструктор сайтов - uCoz