Глава 1.

Рынок морали

Душевные песенки [эпизод 01]. Мораль, как код различения добра [02]. Манифест учащихся вере [03]. К заповедям блаженства [04]

 

   В антракте на концерте авторской песни Пыловой случайно встретились два старых приятеля. Алексей недавно вернулся с родины бывшей жены. Леонид никуда не уезжал, поддерживал дружеские отношения со всеми однокашниками, и умудрялся оставаться убежденным холостяком. Вспомнились веселые вечеринки и студентки четвертого курса, поездки в колхоз на битву за урожай и стройотряды, походы под рюкзаками и байки у костра. Как будто только вчера все это было, а кажется, целая жизнь прошла. Разъехались, переженились. Кто уже который раз, а кто как разминулся со своей половинкой, так и не встретился больше. Захлестнула, закрутила бытийная суета. Надо бы еще поднапрячься, а то не заметят, обделят, обгонят. «Не оглянуться и не остановиться, а бытие все так же недоступно».

[01]     -Эти песни к размышлению располагают, - утвердительно заметил Леонид, проходя после звонка на своё место, где полряда занимали хорошо знакомые ему люди.

-Наверное, Лёнины сослуживцы, - по взаимным улыбкам и дружеским репликам догадывался Алексей.

-После концерта в фойе встретимся, - предложил Леонид. - Ты не торопишься? Гуляешь на сон грядущий? Или зайдем куда-нибудь, посидим.

Неожиданная в это время оттепель располагала к неспешной прогулке. Пахло капелью и осевшим мокрым снегом. В проталинах вокруг стволов и фонарных столбов вдоль аллеи парка оголились озябшие травинки. Им могла пригрезиться весна, но простывший сумрак долгой ночи совсем не предвещал скорого ухода зимы.

-Душевные песенки, - пробурчал Алексей, подойдя после концерта к радушно попрощавшемуся с «сослуживцами» Леониду.

-Похоже, что сегодня мы стали свидетелями не лучшего периода её творчества, - ответил Леонид – Пока житейская лирика только чуть-чуть прикасалась к религиозным чувствам и библейской легенде, рождались философские песни-баллады, которые и сделали её популярной. Но когда из Евангельской темы пытаются сделать лирическую песенку, становится скучно. Я бы прописал ей на время оставить религию за рамками своего творчества.

-Не думаю, что это возможно, - засомневался Алексей. – Христианское морализирование - это тот цемент, который удерживает вокруг неё поклонников.

[02]     -Любая мораль навязывает свой код различия добра и зла, а сама остается при этом вне критики. В том числе и мораль христианская. Не думаю, что сохранение единства через сопереживание страданиям Христа и прощение может быть сегодня единственным консолидирующим фактором общности народа.

-Но единство невозможно без общей морали, - настаивал Алексей. - Человек разумный всегда как-то умудрялся быть моральным.

-Да, если признавал существование людей, опирающихся на другие моральные принципы, и при этом не ожидал от них принятия своих, - ответил Леонид.

-Любовь без надежды на взаимность? – недоумевал Алексей. - Но как без общих универсальных норм возможно конструктивное взаимодействие личностей, тянущих каждый на себя общее «одеяло»?

-Для единства действий необходимо не объяснение чужих истин на основе своих понятий, а опыт рационального взаимодействия. Все решается на рынке признания, - объяснил Леонид, - где признание получают не на основе долга или любви, а исходя из «стоимостной» оценки последствий признания. Тот, кто признает чужую мораль, рискует своей свободой. Признавая другого, я сильно рискую, потому что велика вероятность, что другой не ответит мне взаимностью. Поэтому решающим фактором поведения становится: «выгодно» или «невыгодно» для меня поведение, обусловленное этой системой моральных норм.

-Но тогда мораль становится спонтанной и сингулярной. Свободно возникающей в одних случаях и исчезающей в других, - возмущался Алексей.

-А кто может быть абсолютно уверен, что в неизменно правильной морали есть смысл? Может быть, на деле происходит вечное становление истины. Вечное изменение в самопознании, которое приводит к изменению себя. Возможно, мораль - это всего лишь болезненное проявление страха и протеста.

Остается выносить свою мораль на рынок признания и доказывать, что она имеет наилучшие последствия для всех остальных. Реализуя тем самым в конкурентной форме всеобщее принятие универсальных норм, - закончил Леонид,

-Рациональная стратегия поддержания порядка уже давно известна, - возражал Алексей. – Это любовь. Опираясь только на силу или социальный договор невозможно сохранять единство конкурирующих сторон.

-Да…, подтверждал с иронией Леонид, - эта любовь в прощении и покаянии способна объединить даже овец и волков. Однако такое единство на деле оказывается формой захвата чужого. Если мораль судит мир не из того, каков он есть, а из того, каким он должен быть, то она разрушает правдивость.

Христианская мораль действует среди своих и предполагает исключение по отношению к чужим. А чтобы жить среди этих чужих, не любовь нужна, а практическая оценка стоимости вклада индивидуальных усилий в результат совместного труда.

Собеседники подошли к перекрестку перед домом Алексея. Иначе разговор не прекратился бы, кажется, до утра.

-Приходи к нам на семинар, - предложил Леонид.

-К кому это «вам»? - спросил в свою очередь Алексей.

Леонид достал из внутреннего кармана тоненький блокнот: - Вот, почитай на досуге, - и протянул ему сложенный пополам листок. – Позвони, буду рад встрече.

Приятели пожали руки и разошлись по домам.

Алексей наткнулся на «прокламацию» Леонида, когда утром наводил порядок на своем столе. Развернул листок и стал читать:

 

Религия пастырей, или катехизис христиан, идущих за апостолом Фомой

[03]     Вера, религия, Бог в нашем сознании часто смешиваются и переплетаются самым непостижимым образом. Вера – это гипотеза об Истине. Религия воплощает идеи веры. А конфессия предлагает способ эксплуатации этих идей. Прийти к истине можно через любую конфессию, если она не диссонирует с врожденным природным устройством психики своих адептов.

Мы воспитаны преимущественно в христианской идеологической традиции, поэтому в основе нашей гипотезы об Истине лежит христианство. Традиционная православная конфессия -  это тот фундамент и тот контекст, в котором построено наше религиозное представление (учение).

Нами признаются и принимаются все традиционные православные обряды и положения. Мы не считаем себя отделившейся сектой, течением  или церковью. Мы, оглашая себя православными, идем к спасению и обретению благодати Божьей по мере своих душевных сил и понимания, помогая друг другу на пути к отеческой вере. Мы учимся быть православными христианами. Мы идем к Истине, приближаемся к Богу и ищем Его Любви.

Мы признаем Святое писание в церковной канонической его форме и даем себе отчет в рукотворной его природе, принадлежащей в разной мере истории и духовной деятельности людей на пути познания истинного Бога. Мы в полной мере признаем традиции церкви и миссию духовенства, понимая разницу и грань между психологической зависимостью с утратой личной ответственности перед Богом и помощью на трудном личном пути к Нему.

Наряду с управлением церковью мы принимаем и помощь знаний об устройстве физического мира и психики человека, допуская вынужденное приспособление ритуала к своим реальным возможностям в современных условиях.

В дискуссии с оппонентами других конфессий мы, подвергая сомнению и проверке, укрепляем, прежде всего, свое мировоззрение. Мы считаем, что, не изменяя сути формы и смысла, можно объединить в едином русле разновидности религиозно-этических течений. Свобода вероисповеданий способствует духовному объединению на основе сходства, а не разъединению на основе различий. Мы принимаем все, что нас объединяет, и допускаем как гипотезу об истине всё, что нас разъединяет. В нашем «учебном (дискуссионном) классе» не может быть однообразной формы конфессиональной «одежды», но есть общие задачи и цели. У нас разные взгляды, но один язык для придания значений предметам и процессам. Еще древнейший из законов (Хаммурапи) защищал не столько слабого от сильных, сколько мудрого от своры злых глупцов. То есть защищал индивидуальность. Дискуссионные вопросы не разъединяют, а объединяют, когда есть общая цель. Мы нужны друг другу как члены одной общей команды, когда демонстрируем свои проверенные способы постижения Бога. Можно подойти к вершине Истины разными путями. Мы с Божьей помощью идем своей тропой, торенной апостолом  Фомой, вслед за жаждущими Истины борцами за отеческую веру. Мы признаем познаваемость мира, но даем себе отчет и в том, как истина безмерно велика, что разум наш всегда будет в начале пути познания её бездны.

Языком богослужения мы признаем - церковнославянский. Не противясь его естественному развитию, считаем, что именно церковнославянский язык способен и сегодня успешно выполнять «магическую» миссию. Поэтому мы противники точного дословного перевода текстов богослужения. Поэтично мелодичные слова с размытой смысловой нагрузкой позволяют каждому их наполнять своим собственным смыслом. Язык должен оставаться инструментом поддержания определенного поведения на пути к общей цели. Резонируя с нашим душевным состоянием, такой язык создаёт шаблон неопределенности, обеспечивая тем самым иллюзию понимания. Несущая волна неопределенности выносит из глубин подсознания нашей души гармонию эмоций и понимания ответов на свои вопросы Богу. А если ты все понимаешь достоверно в смысле слов, тогда все остальное (истинно твое) просто теряется в определенных кем-то смыслах. Нейролингвистическая же сущность богослужения на «не совсем» понятном гипнотическом языке заключается во внедрении в сознание адептов схем поведения в рамках заповедей веры. Насколько подходят Вам эти законы - судите сами, но даже если другие могут быть правильнее, то вряд ли иные нормы будут и адаптивнее в среде представителей данной культуры. Поэтому, даже не принимая убеждений окружающих, для успешности придется принять к исполнению именно эти заповеди. Или биться лбом в каменную стену рядом с распахнутой дверью. Если вам не довелось быть обращенным в эту религиозную культуру церковью через ритуалы таинств и молитв, то ознакомьтесь с ней хотя бы через осознание. Так могут выглядеть Законы пророка Моисея в понимании невоцерковлённого современника:

Заповеди первой скрижали предупреждают преступления перед господином:

  1. Признавай божественность господина. Отделение и перенос источника власти от личности к Богу при монополии её представительства. Бог говорит устами господина.
  2. Не нарушай данной присяги.
  3. Не обсуждай начальство.
  4. Изучай правила услужения.

   * Конечно, столь откровенная декларация авторитаризма может задеть чувства просвещенного современника. Но таков уж менталитет православного народа и придется с этим считаться.

Заповеди второй скрижали предупреждают преступления перед людьми:

  1. Уважай родителей.
  2. Не убивай ближних.
  3. Сдерживай похоть.
  4. Не укради.
  5. Не обмани.
  6. Не позавидуй (не пожелай чужого).

 

Восхождение христианского духовного совершенствования через смену инструментов (удержания в рамках закона) - от Божьей кары до любви, в современном мире (* с учетом шести стадий развития морали Колберга) может выглядеть следующим образом:

Наказание – окаменение души, боль, страх и муки ада.

Поощрение – удовлетворение, Божья благодать на земле и блаженное бессмертие души в раю.

Авторитет – Бог и его пасторы на земле. Хороший ты или плохой перед господином?

Закон – предписанные сверху заповеди запрета. Виновен ты или невинен перед законом?

Долг – мораль закона. Взаимные обязанности (услуги) по закону – социальному договору.

 Совесть – само-побуждение приближения к должному поведению из психологического дискомфорта от угрозы наказания (по закону) или от несоответствия поступков (по долгу) представлениям о себе - хорошем (заслуживающим поощрения).

Справедливость – принятие правды с позиции 3-его лица (справедливого судьи, Бога) и приоритета общих интересов над личными нуждами. Только осознание себя как части, обеспечивающей жизнь целого и придающей ей уникальное качество, возводит человека на уровень морали  Милосердия и Любви.

 

Цель учеников веры состоит в достижении благодати адаптивного и осмысленного существования. Это реализация себя (удовлетворение соматических и душевных потребностей, творческого самовыражения) через христианскую мораль. Соблюдение Закона (Создателя) по зову совести и долгу. Достижение оценки событий и себя с 3-ей позиции (Бога) при самопожертвовании ради интересов ближних (процветания своего биологического вида).

К достижению цели мы идем с обретением истинной веры через решение определенных задач:

  1. Компенсирование психологических стрессов и тревожности. Достижение состояния защищенности и ощущения эффективного влияния на окружающий мир.
  2. Компенсация физиологических диссонансов [тактильных (болевых), копулятивных (яловых), дисгормональных, пищевых]. Насыщение плотской любовью. Использование (фито)терапии для компенсации физиологических диссонансов первобытной соматики в измененной (культурой человека) среде.
  3. Достижение личного бессмертия через создание осознающей себя информационной матрицы личности в своей нетленной Душе через «обряд посвящения и ученичество познания Истины».

 

*            *            *

   Зная застенчивый характер Алексея, через неделю Леонид позвонил сам. Решили встретиться в парке после работы, чтобы поговорить по пути домой.

-Ну, как тебе наш «катехизис»? - спросил Леонид.

-Уж очень утомительно читается этот ваш манифест, - протягивая сложенный пополам листок, заметил Алексей.

-Это же не легкое развлекательное чтиво, а авторский конспект осмысливания жизни для учащихся истине, - ответил ему Леонид.

-То есть не для званых гостей, а только для избранных, - шепотом произнес Алексей.

-Для тех, кто готов и способен истину постигать, а на закрытые свету сердца мы и не рассчитываем, - подтвердил Леонид.

-Никак только в толк себе не возьму, - теребя листок, допытывался Алексей, - что я собственно иметь-то буду, примкнув к этой вашей компании?

-Это зависит от того, чего ты действительно хочешь, - вполголоса ответил Леонид. По вере твоей все и получится.

-Так я в эти сказочки и поверил, - ухмыльнулся Алексей. – Я, может, президентом стать захочу.

[04]     -Хочешь, значит, станешь, если хотелки хватит. Фома ты неверующий. Обратись к христианским заповедям блаженства. Там все предельно ясно сказано: хочешь насытиться – желай сильнее. Хочешь славы мудрейшего судьи – умиротвори противников.

-Что-то я такого в этих заповедях не припоминаю, - поднял глаза Алексей.

-А ты читай внимательнее, – заглянув в свою записную книжицу, продолжал Леонид. - «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». Хочешь насытиться – жаждуй. Хочешь сыном Божиим наречься – стань миротворцем. Хочешь справедливости – откажись от приоритета своих личных интересов, а ждешь признания потомков – стой, несмотря ни на что, за истину.

-Хочешь милости – милуй, желаешь утешиться – поплачь. А если намерен жить большой и дружной семьей, то будь кротким,– продолжил Алексей, уловив ход мысли собеседника. Только и всего?

-А что кто-то сумел что-то получше предложить? – в свою очередь спросил Леонид.

-Лучше или хуже, не знаю, но эта лабуда и прежде наш народ доброте не научила. При первой же возможности и пастырям кровь пустили и храмы в хлева обратили. Почему же ты думаешь, что теперь эта религия народ счастливее сделает?

-Мы не о народе, а о каждой душе живой задумываемся. Выбор свой между добром и злом каждый сам делает, и перед Богом каждый отдельно сам за себя отвечает. Если хоть одной душе поможем спастись, то уже добра на земле больше станет. Через счастливого человека Богом много добра в этот мир привносится. Мы друг другу помогаем быть счастливее.

-Каким это способом? Вы что так могущественны, что бескорыстно людей счастливыми делаете? – напряженно вопрошал Алексей.

-А счастливым человека только бескорыстно сделать и получится. Корыстным счастье не бывает, - отвечал Леонид. – Скоро Сретение Господне. У нас вечерняя трапеза в честь праздника и предполагается дискуссия об исполнении чаяний сердца на примере старца Симеона. Приходи. Сам со всеми познакомишься и все увидишь.

-Что за диспут? Про праведного старца Симеона? – заинтересовался Алексей.

-Про то, что пока в праведной жизни не сбудется то, для чего ты рожден по замыслу Создателя, человек не оставляет этот мир. Пока мы живы – самое важное наше свершение может быть впереди. Когда есть цель, то Бог всегда даст праведнику силы для свершения добра.

-Хорошо. Это может быть мне интересно. Что брать с собой и во сколько приходить?

-После работы, часов в семь – полвосьмого. Помнишь Анечку с параллельного курса? Собираемся у неё, - сказал, открыто улыбнувшись, Леонид.

© Wladibor

Конструктор сайтов - uCoz