Киев

Переносящихся через Днепр по чудесному вантовому мосту паломников встречал куполами церквей великий град Киев.

[10] Кий правил с братьями городом полян и платил дань иудаистским племенам хазар до 870 года, пока власть не захватили варяги. Аль-Дир стал первым скандинавским королём славян. На Ухорской горе у берега Днепра теперь находится его (Аскольдова) могила. Под греко-католической церковью Святого Николая. После Аскольда землёй и городом стали править потомки датского лидера викингов Рюрика. Светлейший из них князь Владимир – креститель Руси - заложил храм Святой Софии. Пройти к храму решили пешком.

Это тот самый светлый князь-братоубийца, что запятнал себя ещё убийствами ни в чём не повинных Рогволода с сыновьями и изнасилованием его дочери Рогнеды, - бурчал Генка. – Тот, что предал своих боевых товарищей–варягов. Хорош святитель.

Паломники шли вверх по Андреевскому спуску мимо того самого места, где с кручи капища князь Владимир поверг в Днепр языческих богов. С 18 века здесь блистает великолепием Андреевский храм. Этот храм (и царский дворец, названный Мариинским) был построен в знак любви императрицы Елизаветы Петровны к своему тайно венчанному мужу Алексею Разумовскому.

- Интересно, что на Андреевском храме никогда не было колоколов, - рассказывал Алексей. - Пока не сбросили языческих идолов в Днепр, река была морем. По преданию, когда святой Андрей на этой горе поставил свой крест, то море ушло. Нет колоколов потому, что, по легенде, с первым их ударом море вернет идолов и утопит всё левобережье и Подол. Зачем рисковать. Может, не случайно на месте, где выдыбал (выплыл) по волнам Днепра на отмель главный идол бога грома и молний Перун, внук князя–крестителя Всеволод выстроил Выдубицкий монастырь.

Мимо площади Богдана Хмельницкого вышли к сердцу Киева – величественной Софии. Почти тысячу лет возносит к небу свои купола собор Святой Софии Киевской. В интерьере сохранились фрески одиннадцатого века. Алтарная мозаика Богородицы «Оранта», как «Нерушимая стена», почитается заступницей Киева. Окутывая плечи, ниспадает складками Её лиловый хитон и, подпоясанные пурпурным пояском, небесной синевой светятся ризы. Руки смиренномудрой Девы воздеты к небу в непрестанной молитве за землю Русскую. Строительство храма сего начал Святой равноапостольный князь Владимир – Святитель Руси, а закончил уже его сын – Святой благоверный князь Ярослав Мудрый. Здесь же, в соборе, находится гробница Ярослава Мудрого. Кости из его саркофага, как призналась по секрету экскурсовод музея-заповедника «София Киевская», принадлежат натруженной женщине низкого сословия.

- Распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, князю Владимиру предстояло учредить «общенациональную» религию для своего государства, - рассказывала экскурсовод. – Выбирая веру, князь Владимир принял представителей всех тогдашних конфессий. Мусульманским муллам отказал известными словами: «Руси есть веселие питии…». По словам летописи, князь принял иудеев, только чтоб прогнать. Отказал и немцам-католикам, сославшись на княгиню Ольгу, сказав, что их веры «не приняли отцы». Выбор православия сделал Византию союзницей князя Владимира в борьбе против варяжского Перуна и бога купеческого капитала хазарских иудеев. А победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю.

- Получил заморскую союзницу и, обострив отношение с печенегами, отказался от выхода в Чёрное море. Сомнительная выгода, - заметил Генка.

- Враги русских и Византии, печенеги, тогда были язычниками, но приняли ислам. Пока Византия воевала с мусульманами, православный князь Владимир отгородил свои земли частоколом, избавившись от печенежской угрозы, - возразила экскурсовод.

- Князь Владимир понимал, что с тех, кто носит сапоги, дани не получишь, и надобно искать лапотников, - ответил Генка словами летописи Никона. – Принятие православия не что иное, как отказ басилевса (императора) от принципа разделения властей.

-  Что вы имеете в виду? – заинтересовалась экскурсовод.

- Смотрите, - слегка заикаясь, продолжил Генка. - У католиков духовная власть принадлежит главе церкви – Папе, а исполнительная власть - королю. Православный же  басилевс, как помазанник Божий, объединяет под своей императорской короной всю полноту власти в государстве. Принимать на себя обязанности перед Кораном князь также не пожелал. Тем более подчиниться культу власти Закона Торы. Князь–братоубийца желал абсолютной неограниченной власти за спиной всепрощающего Бога.

- Например, через вертикаль власти системы раздачи уделов своим ближайшим родственникам по принципу безусловной личной преданности, - добавил Виктор Петрович.

 Это актуально у вас в России и сегодня, - согласилась экскурсовод.

Осмотрев экспозицию музея и выставку граффити – «диких» надписей на стенах и «партах» семинаристов далёких веков (не сильно отличающихся от творчества нынешних оболтусов), странники снова вышли на площадь. Напротив отцовской Софии Киевской потомки возвели Михайловский Златоверхий Монастырь с первым на Руси храмом с позолоченными куполами. Возведённый в одиннадцатом веке, он был разрушен в тридцатых и заново отстроен в девяностых годах прошлого века. Сегодня это один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ-КП). Здесь находятся духовные школы этой церкви, поэтому в службе участвует много молодых семинаристов. Богослужение ведётся на украинском языке. Паломникам показалось, что молодёжный хор восприимчив к модернистским ритмам. Сложные мелодии часов-курантов на колокольне исполняются на клавишно-колокольном музыкальном инструменте – карильоне. Главной святыней собора были мощи великомученицы Варвары, которые во время разборки храма в тридцатых годах перенесли во Владимирский собор.

[11] - Почему тётка в церкви сказала, что мощи Варвары в плену у раскольников? – спросил Сергей.

- Как и этот храм, Владимирский собор принадлежит Киевскому Патриархату, - пояснил Алексей. – Церковь возглавляет низвергнутый Московским Патриархатом и преданный анафеме Патриарх Филарет (Денисенко).

- Так мы в цитадели предателей единства православной веры? – удивился Сергей. – Пошли отсюда.

- Мы в дом Отца пришли, а не к раскольникам, - успокоил его Алексей. – Насколько я понял, возбраняется только совместное богослужение, а приложиться к общим святыням благословляется.

- Неплохо бы ещё понять, в чем разошлись идейно отцы Церкви, - прошептал Генка.

- Да просто власть не поделили, - шепнул христианин, разглядывающий иконы рядом с компанией наших странников. – Не удалось Местоблюстителю Патриаршего Престола Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому Филарету возглавить единую Церковь, так стал Предстоятелем раскольничьей Украинской.

- Навряд ли всё так просто, - усомнился Алексей.

- Да уверяю вас, - продолжил шептать незнакомец, - это бывший агент КГБ. Он, наверное, по сей день на свой псевдоним «Антонов» откликается.

- Тогда все, кто представлял Советский Союз за границей, были агентами КГБ, - заметил топчущийся рядом мужичок. – Филарет при советах возглавлял Комиссию Священного Синода по вопросам христианского единства. Вы можете поспорить с доктором богословия о тонкостях взаимоотношений Церквей? Филарет был ректором Московской духовной академии и семинарии, и даже председателем Комиссии Священного Синода по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

Странники, увлечённо беседуя с новыми знакомыми, направились дальше в кафедральный Владимирский собор. Пройдя за «Золотые ворота» древней крепостной стены, они шли по улицам города.

- Православная церковь всегда служит государю, - настаивал Генка. – Бывший ленинец Лёня Кучма дал команду: «в независимом государстве – независимую церковь», а советский Экзарх Украины и член Священного Синода Миша Денисенко только исполнил поставленную задачу.

- Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) добивается признания Всемирным православием Украинской автокефалии, - утверждал мужичок. - А автономная Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ-МП) согласна оставаться частью Русской Православной Церкви (РПЦ). Преодоление существующего раскола и объединение православия на Украине возможно при получении автокефалии Церковью московского подчинения и воссоединения с ней на канонических началах Киевского Патриархата. Верные канонические начала и права на признание автокефалии опираются на то, что подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (в 1686 году) Константинопольским Патриархом Дионисием было денонсировано. Сам Патриарх Дионисий был лишён Патриаршим Собором сана, а подчинение признано актом взяточничества и отменено. Что и подтвердил Вселенский Патриархат в 2005 году в своём послании патриархату: «Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святым и Священным Синодом Большой Церкви Христовой».

- Ну, это всё касается преданий старины глубокой, - заметил Виктор Петрович. -  А как смотрят эти две украинские Церкви в завтрашний день?

- Церковь Московского Патриархата, как и прежде, служит имперской идее равнения на старшего брата в Кремле, - продолжал мужичок. - А ориентированный на Европу Киевский Патриархат имеет более добрые отношения с Римско-католической и Греко-католической Церквями Украины. То есть УПЦ-КП быстрее дрейфует в экуменизм. По социологическим опросам (согласно самоидентификации) к ней причисляет себя большее число членов, несмотря на то, что большинство храмов (особенно в восточных областях) принадлежит Московскому Патриархату. Приверженцы Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата возводят свою историю к Киевской Митрополии времён Крещения Руси в 988 году, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году.

- Как показывает историческая практика, признание автокефалии отделившейся церкви – это скорее вопрос времени, - поддержал его товарищ. - Московская Епархия отделилась от Киевской Митрополии в 1448 году, а получила признание от Константинопольского Патриарха только через 141 год. Отказ Константинополя подчинить Московской Патриархии Киевскую Митрополию не помешало тайно рукоположить в Москве в сан Киевского Митрополита епископа Гедеона Святополк - Четвертинского. Так что наше дело правое, и мы победим, - улыбался попутчик, когда паломники подходили к Кафедральному собору УПЦ-КП.

 

[12] Владимирский собор воздвигнут в старо-византийском стиле. Так строили во времена Святого князя Владимира. Посвящён храм 900-летию Крещения Руси. Литые бронзовые входные двери и барельефы святых, мозаичный пол и иконостас из цветного мрамора, иконы и чудесные фресковые росписи. Несомненно, что мы вошли в обитель, затмевающую великолепием дворцы земных царей. В мерцающем золотом полусвете алтаря храма с мягких облаков спускается к людям Богородица, неся на руках Младенца. «Васнецовская Богоматерь несёт людям образ Мирового Христа», - прочитал Алексей в буклете. Печаль и любовь узрели в глазах Богородицы искусствоведы, но как, ни всматривался он в материнское лицо, видел в её печали лишь укор будущим мучителям Сына. И Христа Она не отдавала. Отнюдь. Она отринула Его от нас и защищала, выставив вперёд свой локоть. Мать скорей хотела пронести сквозь толпу, чем отдать нам младенца. А ребёночек, кажется, потянувшийся было к людям, вдруг всплеснув ручонками, опрокидываясь назад, отражает в глазах испуг матери.

- Это, наверное, вогнутая поверхность свода так меняет изображение, - подумал Алексей. На графической картинке в Третьяковской галерее (что с иконы домовой церкви Мамонтова в усадьбе Абрамцево) Богоматерь с младенцем М.В. Васнецова (1893) действительно смотрит с любовью. И локоть её направлен вниз, а не упирается в толпы алчущих грешников. И младенец, распахнув ручки, обнимает мир. Говорят, что этот жест художник подсмотрел у своего сынишки, когда мать вынесла его во двор, и ребёнок увидел птичек. У Васнецова есть ещё более поздняя (1901) Богоматерь с младенцем. Написанная маслом на холсте картина хранится в Русском музее Петербурга. У Матери на лице отрешённое смирение, у повзрослевшего Христа – сосредоточенная жертвенность. Рука Иисуса вот-вот отстранит материнскую десницу, и Он соскользнёт с Её колен, чтоб вознестись вслед своему богооткровенному взору.

Рака с мощами Великомученицы Варвары расположена у правого нефа храма. «Великомученица в побеждение лести отеческая», - то есть, победившая лесть отца, - догадался Алексей, припоминая её биографию-бытие. - За сей подвиг получили мы возможность исцеляться от недугов и болезней по её мольбам Ему о нераскаявшихся грешниках, - прошептал он спутникам. – Была замучена насмерть за верность вере Христовой своим собственным отцом. Может, вымолив у Бога прощение отца, теперь молит Его о милости к тем, кто сам не успел покаяться.

- Ценная святая, - заметил Виктор Петрович.

Паломники, приложившись мощам мужемудреной (мудрой, как мужчина) Варвары, задержались у чудотворного образа Богородицы «Нечаянная радость». На иконе возле Богородицы с младенцем изображён мужчина, молящийся перед Ней.

- Что за радость? – прошептал Сергей.

- Радость покаяния, - пояснил Алексей. – Облобызав язвы на руках младенца, этот разбойник покаялся и стал жить благочестиво.

На иконе из ручек младенца капала кровь.

«…Перед иконою твоею молившегося не презрела еси, но нечаянную радость покаяния тому даровала еси, и усердним к Сыну ходатайством приклонила еси…» - зачитал  Алексей строки из молитвы к этой иконе Богородицы.

– В общем, пока кровь из ручонок младенчика не брызнула - не давалось разбойничку покаяние, - прошепелявил  Генка.

- Говорят, что эта чудотворная, а я похожую икону в Марьиной роще видела, - вымолвила стоявшая рядом молодящаяся женщина. – В храме Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».

- Так какая из них настоящая? - спросил Виктор Петрович, взглянув на Алексея.

- Московская выглядит значительно старше, - ответила женщина. И разбойник тот на татарина похож, а здесь на монаха.

- Эта работа выполнена для храма художником Ижакевичем, - ответил Алексей. – Все эти иконы описывают одно событие, и ни одна из них не является той, перед которой покаялся тот самый разбойник, что на ней нарисован. На всех изображена чудотворная икона, перед которой свершилось это чудо. Все иконы настоящие, как разные репортажи одного матча или фотографии одной фотосессии.

Представления о конкретной чудотворной иконе как вещественном предмете, передающем благодать, приравнивают эту икону к идолу, - объяснял Алексей. – Такие воззрения противоречат пониманию сущности православной иконографии и объясняют отказ от икон христиан-протестантов. Изменения в типе идола разрушают традиционную схему, сводя её к аллегории. Христианская же икона не идол, а портрет сущности почитания. Обновление изображения или перенос его на другую подложку никак не умаляет возможность принять благодать от сущности, изображённой на иконе. Поэтому списки с чудотворных икон переносят с собой и благодать первообраза. Икона не оригинал творения мастера, а очередная копия с копии оригинальной сущности. Более того, для сходства копии с сущностью не требуется соответствия их черт как видимого сходства ликов святых с письмом Евангелистов и их современников. Церковь и её учителя не признали портретных черт Богородицы и издревле разрешали украшать Её всеми чертами женской красоты, почти не обязывая никакими типологическими признаками. Богоматерь, как идеал высшего чувства материнской любви, наделяется самыми привлекательными чертами идеального народного типа, - продолжал свой рассказ Алексей, когда паломники уже покинули многолюдный Владимирский собор и направились в Киево-Печерскую Лавру.

 

[13] Монастырь Киево-Печерской Лавры начинался с ископанных монахами келий и пещерных церквей в холме высокого берега Днепра. С переселением братии в наземные строения эти пещеры были обращены в усыпальницы. Тела монахов укладывали по обе стороны пещерного коридора в углублениях стен. Среди Божьих угодников лежат и мощи былинного русского богатыря Ильи Муромца. Преподобный Илья Муромец Печерский по прозвищу Чоботок скончался, сложив трёхперстно пальцы правой руки, как для молитвы, задолго до старообрядческого раскола. Это его перстосложение приводилось обновленцами в доказательство перемен, как восстановления канонического обряда. Интересно, что скелет русского богатыря оказался монголоидным. Только недавно стало известно, что после нашествия гуннов в Муроме жили племена монголоидной расы. Может поэтому есть знатоки, считающие монголо-татарское иго Руси историческим мифом.

До недавнего времени кафедральным собором лавры являлся Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Но к лаврскому 959-летию был восстановлен и освящён (взорванный в 1941 году) великолепный Успенский собор. Община нижней лавры находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви Московского патриархата и входит в состав Русской Православной Церкви. Хотя первым настоятелем воссозданной в 1987 году обители был митрополит Киевский и всея Украины Филарет, низвергнутый с сана в 1993 году и возглавивший раскольническую церковь Украины. Складывается впечатление, что раскол церкви и политическая возня вокруг этого заставила вкладываться в храмы и Россию и Украину. Похоже, что от духовных нужд народов эти усилия далеки. Полупустые храмы посещает больше любопытных экскурсантов (Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника), чем отправляющих свои духовные нужды верующих.

[14] После лавры спутники решили ещё погулять по вечернему Киеву. Интересно, что столица Украины - город русскоговорящий и украинськопишущий. Ни одной надписи на русском языке, а говорят по-украински в основном приезжие из провинции. Гости столицы из Грузии разговаривают на Крещатике с хохлами на русском языке межнационального общения. Даже под горилку в ресторанчиках за Бессарабским рынком. Чему странники были сами свидетелями, когда зашли перекусить в «Домашни страви».

- Почему все говорят по-русски, - поинтересовался Алексей у коренного киевлянина за барной стойкой.

- Говорить как надо не получается, а коверкать красивый язык не хочется, - признался бармен.

И действительно, речь на противоположных берегах Днепра совершенно разная. Левобережные «поляне» говорят почти как балакают на суржике в кубанских станицах старые казаки. Язык «древлян» западного берега им хоть и почти понятен, но невоспроизводим. Украинська мова ещё вплетена в особенную мелодию. А кто ж захочет фальшиво петь? «Редкая птица долетит до середины Днепра», вот песни и разные, - размышлял Алексей.

[15] Ночлег был запланирован в Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Монастырю этому дал начало скит Киево-Печерской лавры, укрытый в дремучих лесах окрестностей старого Киева. Сегодня обитель находится в живописном месте городского Голосеевского национального парка. В советский период истории здесь были разрушены все храмы и строения, за исключением дома киевских митрополитов, который  и оставался их летней резиденцией. Теперь восстановлен храм в честь иконы Божьей Матери, именуемой «Живоносный Источник», возведены хозяйственные постройки и гостиница для паломников.

Привратник, смотря на груду лыж на крыше авто и одежду паломников, настойчиво пытался объяснить, что лыжники заблудились. Показывая куда-то влево, он настойчиво рассказывал, как проехать на лыжную базу. Но убедившись, что странники не заблудились, охотно всех пропустил. Поужинав в монастырской трапезной и заселившись в гостинице, даже успели на службу в храм. Моление при свечах под пение монахов в великолепном и почти пустом храме произвело незабываемое впечатление. Настолько благотворное, что странники, проснувшись утром, прежде всего снова пришли молиться в храм.

Алексей ещё вчера обратил внимание на необычную икону, похожую больше на семейный портрет. Краски сильно выцвели, вдоль доски пролегли две трещины, в одну из которых пролезет палец. Композиция вытянута в ширину. В центре мадонна с младенцем и супруг, а с краёв по свидетелю. Но Церковь определила, что на иконе Архистратиг Михаил, Богоматерь с младенцем, сам Вседержитель Иисус Христос и Георгий Победоносец. Получается, что Господь изображён на ней дважды: и как Вседержитель, и как Богомладенец. Икона называется «Господь Иисус Христос с предстоящими».

Как только стало светать, Алексей закончил свою молитву и вышел, оставив дальнейшую службу на чернецов с верными христианами.

 

[16] Пасмурное утро скрывало солнце, но смягчало холод уходящей ночи. Алексею хотелось проникнуть в начинающийся сразу за стеной монастыря девственный лес. Тропинка сбежала вниз к полузамёрзшему ручью и вскоре выбралась на просеку с мачтами и тросами лыжного подъемника. Пожухлая трава прорастала в щетину пластикового покрытия горнолыжного склона. Почти весь снег съела недавняя оттепель, и искусственное покрытие оказалось для любителей горнолыжного спуска весьма кстати. Так вот почему нас вчера приняли за заблудившихся лыжников, - понял Алексей. Он вышел на лесную дорожку и, свернув, пошёл вдоль склона на восток. Немного попетляв в дубраве, дорожка вывела к Ореховым ставкам. Остеклённые тоненьким ледком озёрки лежали совершенно неподвижно, опасаясь даже неглубоко вздохнуть, чтоб не разбить своей ледяной скорлупки. Пройдя между этими озерцами по узкой перемычке, Алексей снова оказался под горой в окружении вековых деревьев. Дорожка упёрлась в родник и дальше расходилась тропинками. Справа за деревьями показался человек. Но пока Алексей пил и набирал в бутылку воду, незнакомец исчез также неожиданно, как показался. Оглядевшись, Алексей стал различать поправки, внесённые человеческой рукою в стволы деревьев и лежащие колоды, превратившие их в лики лесных духов. Кора вековых дубов была так поправлена, что на Алексея смотрели ожившие исполины, а вычерненные временем деревянные истуканы окружили и взяли в свой плен. Казалось, что все эти деревянные фигуры менялись местами, когда меж них, как ниоткуда, возникали и также в никуда исчезали люди. Вскоре он понял, куда и зачем приходили все эти прохожие. Под горой была купальня. С просторного дощатого настила спускались сходни в большую и наполненную до краёв водой купель из морёного дуба. Люди выходили из леса по одному. Раздевались донага. Окунались в купель. Оставались пару минут на открытой площадке и снова исчезали в лесу, расходясь по многочисленным тропинкам. Алексей разделся. В специальном отсеке с проточной водой вымыл ноги и также тихо спустился в купель. Вода оказалась теплее, чем он ожидал. Выйдя, обсох за минуту. Быстро оделся и ушёл.

- Ты куда запропастился? – спрашивали Алексея, когда он присоединился к своим товарищам, стоявшим во главе очереди в трапезную. Ночью подъехали автобусы с паломниками, поэтому желающих позавтракать оказалось немало.

- За водичкой к «Александровскому» источнику сходил, - ответил Алексей, показывая запотевшую бутылку. И про себя добавил, - а нечаянно на языческое капище попал. Здесь всё рядом, как во все времена.

© Wladibor

Конструктор сайтов - uCoz